- «Мир искусства»
«Мир искусства», художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (устав утверждён в 1900) на основе кружка молодых художников, искусствоведов и любителей искусства («общество самообразования»), возглавлявшегося А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» в первоначальном виде существовало до 1904, в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, в 191024. В 190410 большинство мастеров «Мира искусства» входило в Союз русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), «Мир искусства» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рёрих). Экспонентами «Мира искусства» были М. А. Врубель, И. И. Левитан, ряд иностранных художников. Программа «Мира искусства» (сформулирована Дягилевым), близкая идеям французского символизма, неоромантическими тенденциям европейского искусства конца XIX начала XX вв., носила несколько утопический характер. Признавая за художественным творчеством миссию духовного преобразования общества, члены «Мира искусства» утверждали принципы творческого индивидуализма, «свободного», «чистого» искусства. Выступали также с острой критикой академизма и передвижничества (признавая за последним его историческое значение). В творчестве мастеров «Мира искусства» получили развитие портрет, исторический и городской («сочинённый») пейзажи, историко-бытовая картина, достигла расцвета книжная и журнальная графика. Стилистически «Мир искусства» был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим приверженцев «модерна». Общими для произведений членов «Мира искусства» были утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику с использованием мотивов рококо и ампира, изысканное сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Творчеству ряда представителей «Мира искусства» были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Добужинский) или увлечение древнерусской культурой и историей (Билибин, Рёрих). В период Революции 190507 некоторые художники (Добужинский, Лансере) выступили как мастера политической сатиры. Поиски стилеобразующего начала, «целостного искусства» были наиболее полно реализованы мастерами «Мира искусства» в их работах для театра, в немногочисленных опытах оформления интерьера и главным образом в графике, игравшей ведущую роль в их творчестве. Гравюра из репродукционной техники окончательно превратилась в творческий вид графики (цветные эстампы Остроумовой-Лебедевой), достигли расцвета книжная иллюстрация и искусство книги (Бенуа, Билибин). После 1904 в идейных и эстетических взглядах ведущих художников произошли существенные изменения. Они отмежевались от крайне левых течений, высказывались в пользу регламентации художественного творчества, активизировали театральную деятельность и пропаганду русского искусства за рубежом. В рамках свойственных членам «Мира искусства» исторического ретроспективизма, романтической идеализации «послепетровской» России многие художественные критики и архитекторы, связанные с объединением и журналом «Мир искусства» (Бенуа, Грабарь, Г. К. Лукомский, И. А. Фомин, В. Я. Курбатов и др.), возрождали общественный и научный интерес к «старому Петербургу», к его барочной и классицистической архитектуре. В 1917 ряд членов «Мира искусства» (Бенуа, Грабарь) обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности. Существовал до 1924. Выставки «Мира искусства» проходили в Музее ЦУТРа (1900), в здании АХ (1901), залах Пассажа (1902), Общества поощрения художеств (1903), Екатерининском зале на Малой Конюшенной улице (1906).
Литература:
Бенуа А. Н., Возникновение «Мира искусства». Л., 1928;
его же, Мои воспоминания, т. 12, кн. 15, 2 изд., М., 1990;
Гусарова А. П., «Мир искусства», Л., 1972;
Лапшина Н. П., «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики, М., 1977.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.